Госуслуги будущего

Минэкономразвития России разработало законопроект, направленный на внесение изменений в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.

Сегодня мы вам расскажем о том, что предлагают инициаторы законопроекта.

Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа.

Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий.

При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система, как предполагается, будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Второй принцип предоставления госуслуг, закрепленных законопроектом, – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять еще и права, и загранпаспорт).

Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.

Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать работники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Меняется и роль самих многофункциональных центров. Помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг они становятся гарантом защиты прав заявителей при нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.

Кроме того, в соответствии с законопроектом МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса». МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ, его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное: получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги, заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.

Мы считаем, что принятие законопроекта окажет положительное воздействие на развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг, а также позволит обеспечить:

доступность получения информации о государственных и муниципальных услугах и обращения за их получением;

возможность подтверждения правового статуса заявителя посредством информации, размещенной в государственных и муниципальных информационных системах;

фиксацию возникающих и прекращающихся по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг прав и обязанностей посредством записей в государственных и муниципальных информационных системах;

возможность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также их получения независимо от места жительства или места пребывания заявителей или места нахождения юридических лиц.

Новости

X