Эксперимент с электронными трудовыми договорами

Друзья, хотим сообщить вам важную новость: подписан закон об эксперименте с электронными трудовыми договорами. Данный документ разработан в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой предусмотрена задача по обеспечению нормативного регулирования цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, в том числе в части заключения, изменения, расторжения и хранения трудовых договоров, внедрения кадрового документооборота в электронном виде.

Мы подготовили для вас обзор основных положений Федерального закона от 24.04.2020 № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой».

Это краткосрочный эксперимент по введению в некоторых организациях электронного документооборота при работе с кадрами, который продлится до 31 марта 2021 года.

Электронный документооборот предполагается осуществлять с использованием информационной системы работодателя или информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» — это должно обеспечить фиксацию фактов получения работником и работодателем электронных документов. Напомним, что сервис «Работа в России» является бесплатным для участников трудовых отношений.

Порядок проведения эксперимента, отбора работодателей и перечень организаций-участниц определит Минтруд России. Он же будет осуществлять методическое сопровождение деятельности работодателей по созданию, использованию и хранению электронных документов, связанных с работой.

Сразу хотим пояснить, что участие работодателей, работников и лиц, поступающих на работу, в проводимом эксперименте будет добровольным.

Итак, что же должен будет сделать работодатель, решивший принять участие в эксперименте?

  1. Определить дату начала проведения эксперимента, утвердить перечень видов документов и структурные подразделения, участвующие в эксперименте.
  2. Не позднее чем за один месяц до начала проведения эксперимента уведомить каждого работника в письменной форме о его проведении, а также о праве работника отказаться от участия в нем или выразить свое добровольное согласие.
  3. Сформировать и утвердить список работников-участников эксперимента.
  4. Подготовить и внести изменения в коллективный договор, локальные нормативные акты и ознакомить с ними работников.
  5. Обеспечить возможность использования информационной системы для организации электронного документооборота и ее взаимодействия с системой «Работа в России».
  6. По заявлению работника в течение трех рабочих дней предоставлять электронные документы, связанные с работой, способом, указанным в заявлении (в форме электронного документа, подписанного УКЭП, в форме копии электронного документа на бумажном носителе или путем размещения электронного документа в личном кабинете работника в системе «Работа в России»).

Хотим заметить, что все расходы, связанные с переходом на электронный документооборот, в том числе расходы по получению и использованию электронной подписи работника, несет работодатель! Отсутствие у лица, поступающего на работу, электронной подписи и изъявившего желание принять участие в эксперименте не может являться основанием для отказа в заключении с ним трудового договора.

Теперь давайте разберемся с правами и обязанностями работников, решивших принять участие в эксперименте.

  1. Работник вправе дать письменное согласие на создание, использование и хранение работодателем части электронных документов, связанных с его работой, с использованием информационной системы работодателя и системы «Работа в России».
  2. При заключении трудового договора, оформлении приложения к нему либо отдельного соглашения, работник либо лицо, поступающее на работу, указывает адрес своей электронной почты и (при наличии) адрес своего личного кабинета в системе «Работа в России».
  3. Если работодатель не использует систему «Работа в России», работник имеет право обратиться к нему с заявлением о размещении электронного документа, связанного с работой, в личном кабинете работника в системе «Работа в России».
  4. Работник может обращаться к работодателю в письменной форме, через информационную систему либо по адресу электронной почты работодателя с заявлением о предоставлении ему электронных документов.
  5. Работник вправе в любой момент отказаться от участия в эксперименте, уведомив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.

А какие подписи должны использовать работник и работодатель?

  1. Работодатель создает и заверяет электронные документы, связанные с работой, с использованием УКЭП.
  2. Если заключение различных видов договоров и внесение в них изменений осуществляется посредством информационной системы работодателя – используются УКЭП работодателя и УКЭП или УНЭП работника.
  3. Если заключение различных видов договоров и внесение в них изменений осуществляется посредством системы «Работа в России» – используются УКЭП работодателя и простая электронная подпись работника, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ.

По итогам эксперимента, суть которого состоит в отказе от бумажных носителей, предполагается подготовить предложения по изменению действующего законодательства.

Новости

X